Что необходимо знать, выбирая и приобретая ладан
Дмитрий АНОХИН
Ладан. Казалось бы, что из применяемых в православном богослужении элементов может быть проще? Его запах вероятно, первое, что встречает входящего в храм православного христианина, и одно из последних, что провожает после отпевания в последний путь.
Диаконы и священники кадят за каждым богослужением: на проскомидии и на великом входе, в начале великой вечерни и на стихирах «Господи, воззвах», на литии, на полиелее перед Евангелием, на «Честнейшей» в конце канона... Все церковные люди, кажется, привыкли к ладанному запаху как к самому собой разумеющемуся и воспринимают его едва ли не рефлекторно.
И все же простота ладана обманчива! Оказывается, за несколько тысяч лет это вещество претерпевало множество любопытных трансформаций, а сегодняшние его вариации могут поставить пользователя в тупик. Каким проверенным рекомендациям следовать, чтобы избежать неразумной переплаты или покупки откровенно некачественного ладана?
Ливан — олибанум — ладан, или разбираемся в терминах
Однако прежде чем приступить к сравнительному анализу используемых в нашей Церкви благовоний, сделаем несколько важных замечаний. Несмотря на огромный исторический опыт применения ладана в богослужении на Руси, единства в употреблении связанных с этим процессом терминов до сих пор нет, а разночтения или невольные ошибки в наименовании отдельных понятий приводят к досадному недопониманию.
Исторически ладан возникает в ветхозаветных глубинах цивилизации. Приход его сначала в культ, а затем в человеческую культуру связан с обычаем жертвоприношений, который люди стали практиковать почти сразу же после грехопадения Адама. Поначалу, скорее всего, это был просто ароматный «аккомпанемент», сопровождающий сожжение приносимых людьми Богу от трудов своих жертв. Но очень скоро (в историческом масштабе) Господь напрямую указал Своему народу, говоря современным языком, и «формат» благовоний, и его конкретные богослужебные выражения. Так, помимо повеления Израилю приносить ароматы для благовонного курения (Исх. 25, 6), Бог заповедует Моисею сделать кадильницы для стола с хлебами предложения (Исх. 25, 29) и жертвенник для приношения курения (Исх. 30, 1), а также указывает особый состав для священного курения ароматических веществ:
И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им, /душа та/ истребится из народа своего (Исх. 30, 34-36).
Строго говоря, указанный здесь состав – не совсем ладан в современном понимании, и скоро это станет ясно читателю. В наши дни приготовленный по библейскому рецепту фимиам стал «фигурантом» необычного научного исследования (1), предпринятого исследовательским коллективом Института химической физики им. Н.Н. Семенова (ИХФ) Российской академии наук. Сначала, впрочем, кратко опишем всю четверку его компонентов, по отдельности давно и хорошо изученную биологами. Стакти (стакте) – греческое название капель смолы стираксового дерева, по-русски зовущейся росным ладаном. Халван (гальбанум) – смола камеденосной ферулы –растения из семейства зонтичных, растущего преимущественно в Иране. Ониха – крышка створки обитающего в Красном море моллюска. Наконец, чистый ливан в данном случае – это смола босвеллии, деревьев из семейства брузеровых, растущих в Восточной Африке, Йемене и Сомали, и, к сожалению, стремительно сокращающих свой ареал. По латыни эта смола (говоря строже, ее камедь – высушенный и затвердевший душистый древесный сок) называется олибанум. «Слово это происходит из семитских языков, - замечает профессиональный ботаник диакон Алексий Сорокин. – Например, по-арабски эль-любан – молоко. В древнееврейском тексте Ветхого Завета встречаем похожее слово «лебона» (транскрипция вольная) с тем же самым корнем. Это объясняется тем, что смола босвеллии белая и напоминала древним сборщикам молоко. С тем же корнем связана и этимология страны Ливан: страна белых (молочных) гор».
Видимо, этой фонетической похожестью объясняется широко распространенное современное заблуждение принимать за босвеллию ливанский кедр (из смолы которого тоже иногда делают ладан, однако в продаже он попадается реже), и наоборот. Еще сильнее запутывает ситуацию последнее звено в цепочке языковых заимствований – нас (наших предков) от греков. В Византии, откуда, как известно, восточные славяне черпали источники православной веры, олибанум-ливан зовется λάδανον – ладан. Так из-за лингвистических причуд ливан как вещество на Руси сначала стал ладоном, а потом и ладаном. И уже с развитием православия на Руси данный термин заметно трансформировался. Теперь в Церкви ладаном принято называть все, чем кадят при богослужениях, не пользуясь при этом светским понятием «благовоние». Конечно же, это вовсе не означает, что в кадильницу помещен обязательно чистый ливан! Равно как не означает, что ладан изготовлен из смолы ливанского кедра. Наоборот, это как раз исключительный случай: сейчас это дерево, к сожалению, почти полностью истреблено.
Итак, ученые академического института, тщательно перемешав с чистым ливаном три остальных необходимых компонента, исследовали действие названного ими библейским ладаном состава на беспородных лабораторных крысах, предварительно зараженных так называемым искусственным перитонитом.
«Результаты оказались поистине удивительными, - рассказывает один из авторов работы старший научный сотрудник ИХФ РАН Сергей Стовбун. – Если в обеих контрольных группах к 11-м суткам эксперимента умерли все 20 животных, то в группах тех же серий, обработанных библейским ладаном, достоверно выжило 4 и 5 из 10 особей соответственно».
По мнению ученых, это свидетельствует об антибактериальном и иммуномодулирующем действии дымов библейского ладана, что согласуется и хорошо дополняет предыдущие аналогичные обзоры (3). То есть речь идет об эффектах, которые в медицине принято называть физиологическими! Московские ученые попытались проникнуть в природу этого явления и выяснили: практически все микрочастицы аэрозоля библейского ладана в диаметре не превышают микрона. «А это как раз значение порогового размера, за которым, согласно современным представлениям, начинается эффективное проникновение в альвеолы легких, - замечает Сергей Стовбун. – Более крупные частицы срываются с аэродинамических линий в области трахей и микротрахей, и эффективность ингаляций существенно снижается».
Наследство волхвов, или два или три?
Прообразовавшее собой благоухание Христова подвига каждение столь приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиля за непослушание (Чис. 16, 46-48; Прем. 18, 21). Сейчас символика этого богослужебного действия, конечно, иная, да и пользоваться ладаном можно уже не только в Святая Святых, но и всюду, где возносится людская молитва к Богу. «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа», - говорится в молитве, которой священник или архиерей благословляет кадило. Новозаветная же символика ладана начинается буквально с самого появление на свет Спасителя, когда пришедшие поклониться Младенцу волхвы принесли в дар ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку, которому предуготовано принять страдание).
По церковному преданию, второй дар преподнес святой царь Валтасар, и чудесным образом тот до настоящего времени сохранился (см. Историческую справку). Но на фотографии из афонского монастыря Святого Павла видны лишь золотые пластины и небольшие шарики. С золотом все понятно, а вот другое – ладан ли это? И да, и... нет. Как гласит афонское предание, чтобы сберечь божественный аромат на века, смолу ливанского кедра измельчили, смешали со смирной – ароматическим маслом – и скатали в шарики, которые сохранили свой запах до настоящего момента. Это и есть прообраз подлинного афонского ладана – того, что считается за образец в Православной Церкви всего мира до сих пор.
От молитвы до контрабанды
Именно по этому образцу ладан в привычном для нас смысле на Афоне делают уже несколько веков. По преданию, первый ладан в монастыре Св. Павла изготовили в XVII веке. Со временем данный обычай распространился на всю Православную Церковь, и теперь любая разновидность классического ладана содержит два главных компонента: смолу и ароматическое масло. Общая производственная рецептура проста: измельченная смола в ступке смешивается с ароматизатором (примерно 150 г на килограмм смолы), размешивается до получения тестообразной массы, отстаивается, потом раскатывается и нарезается на «колбаски». Но, как и в любом древнем ремесле, в изготовлении ладана масса секретов, нюансов и тонкостей, которые отнюдь не исчерпываются точным соотношением компонентов и соблюдением технологических условий.
«Главный секрет афонского ладана – молитва, - говорит генеральный директор Центра православных искусств «Русский Афон» Леонид Ежов. – В скиту Буразери сербского монастыря Хиландар (бывшем русском скиту Белозерка) ладан делает вся братия во время малого повечерия, в других обителях это послушание нескольких монахов. Но неизменно эту работу сопровождает молитва, наполняющая ладан особой монашеской благодатью. Особенно это видно по ладану скита св. Анны, самого близкого к вершине святой горы. После прибытия на корабле до скитского причала смола и масла на мулах поднимаются по горным тропам на высоту Останкинской башни. Свежеприготовленный ладан выдерживается в течение двух недель, упаковывается и отправляется по обратному маршруту: мулы, корабль, автомашина. Все это делает подлинный афонский ладан дорогим и редким. Ведь производится он вручную, и в день на всей Святой Горе монахи могут сделать лишь несколько килограммов ладана. Не забывайте еще про трудности таможенного оформления из-за особого статуса афонской территории...»
В России цивилизованному рынку ладана еще предстоит сложиться. Это подтверждают и беседы с представителями крупнейших предприятий, реализующих этот товар в Москве. Словно сговорившись, они упорно отказываются сравнить продукцию различных производителей или хотя бы выделить сильные стороны того или иного поставщика. Объясняют это нежеланием ссориться: одни – с друзьями-конкурентами, другие – с «авторами» ладана, к качеству которого есть претензии.
«Можете представить себе, что было два десятка лет назад, когда с российских границ в нашу страну хлынул поток «афонского ладана» весьма сомнительного качества, - комментирует Ежов. - Пользуясь тем, что отличить подлинную продукцию от подделок в то время могли очень немногие российские церковнослужители, нечистоплотные дельцы принялись распространять откровенный контрафакт. Долго так продолжаться не могло, и Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь благословил нашу компанию на поставку в Россию ладана и другой греческой утвари. Около полутора десятков лет назад мы, серьезно исследовав потребности наших приходов и возможности афонских и греческих производителей, выработали общие стандарты для легального импорта из Греции в Россию. Если говорить об афонском ладане, лучше всего себя зарекомендовала продукция Ватопедского монастыря, Большого скита св. Анны, скита Буразери. Себестоимость килограмма натуральной смолы сейчас около 7 евро, ароматических масел – от 30 до 200 (для самых дорогих натуральных компонентов) евро. Поэтому цена хорошего афонского ладана достигает 30-35 евро, а при использовании натуральных ароматизаторов высшего качества – 50 евро за килограмм. Греческий же ладан делают, как правило, в маленьких семейных мастерских. В нем гораздо выше доля синтетических ароматизаторов, поэтому он примерно вдвое дешевле. Для него мы разработали систему четырех основных сортов (в порядке возрастания цены и качества – келейный, алтарный, архиерейский, патриарший).
Правда, это не спасает от контрафакта. «Недавно мне предложили... афонский ладан по цене греческого, - возмущается собеседник. – Посмотрел коробку: грубая подделка и... никаких опознавательных знаков. В Москве люди более-менее опытные, знают, как выглядит подлинная упаковка. Но ведь этот «ладан» распространяется по всей России-матушке неизвестными дельцами на микроавтобусах! По нашим сведениям, он ввозится к нам контрабандой с Украины, где его делают с использованием канифоли и днепродзержинской каменноугольной смолы. Нас такая практика поставила в тупик! Это беспрецедентное святотатство, все равно что подделка пробы золота: в самой Греции выдавать за афонский обычный промышленный ладан никому в голову не приходит. Подделывают, к сожалению, и греческий ладан. Мы пробовали ввести систему сертификации поставщиков продукции, но до логического завершения эту работу не довели. В этих условиях единственный совет для оптовых и мелкооптовых покупателей – работать лишь с проверенными поставщиками, не ведясь на дешевизну. А если хочется самому привезти афонский ладан из паломничества, лучше покупать его не в магазинах в Кареасе или в Дафни, а прямо в монастырских лавках: там он дешевле и надежного качества».
Hand made: чем натуральнее, тем дороже
«К счастью, ладан – расходный материал, и каждый покупатель в состоянии проверить ту или иную продукцию на себе, - замечает заместитель генерального директора магазина «Православное слово» (Москва, Пятницкая ул., 51) Александр Владимиров. – У себя на предприятии, прежде чем взять на реализацию крупную партию нового производителя или нового сорта, мы тоже проводим контрольные испытания. Если можно так выразиться, устраиваем коллективные дегустации: вдыхаем аромат ладана, а затем обмениваемся впечатлениями. Правда, операция это довольно редкая, бывает не каждый год: новинок не очень много».
Тесты тестами, но что именно тестировать? Балльной системы оценки ладанного аромата подобно действующим в чайном, винно-водочном или табачном производствах не существует, и это еще один довод в пользу аргумента о неразвитости рынка. Тем не менее, коллективными усилиями в процессе подготовки этого материала удалось сформулировать основные критерии при проверке качества ладана. Мы свели их в таблицу, которую приводим ниже. Из наиболее же зарекомендовавших себя отечественных производителей ладана чаще всего упоминаются рязанское подворье столичного Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря и Художественно-производственное предприятие (ХПП) «Софрино». У них совершенно различная история и обусловленная ею производственная идеология, поэтому и продукция попадает, так сказать, в разные весовые категории.
Данилов монастырь – пример того, как при должной мотивации и усердии за достаточно короткий срок можно перенять зарубежную технологию и привить ее на свою почву. «Учиться у греческих коллег производству ладана вручную мы начали около десяти лет назад, - вспоминает иеродиакон Варнава (Шевцов). – В основном постигали секреты мастерства в Воскресенском монастыре города Лутраки под Афинами. На подбор надежных поставщиков смолы ушла пара лет, еще примерно столько же времени понадобилось, чтобы выстроить отношения с зарубежными парфюмерами. В результате интенсивных и плодотворных контактов с производителями ароматических масел из Франции и немецкого Гамбурга оформились две линии продукции. Обычный ладан с синтетическим маслом идет под маркой «Даниловский» (его у нас около четырех десятков сортов), а тот, что с натуральными маслами – «Синайский». Из-за серьезного разброса в ценах между натуральными и синтетическими маслами последняя линия значительно дороже. Первоначально ладан мы хотели делать только для собственных нужд. Но запущенное на нашем рязанском подворье производство работает столь успешно, что часть продукции мы отдаем Братству во имя священномученика Гермогена. Оно по договоренности с нами реализует ладан через собственную торговую сеть под своей маркой. Совокупный годичный объем реализации таким образом достигает около трех центнеров».
Софринский же ладан – наследие той тяжелой для Церкви эпохи, когда импорт натуральных компонентов был невозможен, а секреты кустарного производства уходили вместе с их обладателями в вечность. В образованных после Великой Отечественной войны производственных мастерских Московской Патриархии выбирать было не из чего: единственной доступной в промышленных объемах смолой была сосновая живица. Ладан именной с ней (поставщик – Вологодский лесохимический завод) до сих пор и выпускают в Софрине. «С контрафактом пока напрямую не сталкивались, хотя однажды попробовали смолу как раз с Украины – оказалась очень плохой, - откровенничает заведующий цехом ХПП «Софрино» Иван Соловьев. – Предпринимались попытки перейти на сибирский кедр. Но оказалось, что подсеченнаядля истечения смолы сосна на несколько лет перестает давать урожай (знаменитые орешки), и лесные хозяйства несут из-за этого колоссальные убытки. Цена ладана, рассчитанная с учетом упущенной из-за «исчезновения» орешков прибыли, получалась поистине космической».
По той же причине не используют пока в Софрине и натуральные ароматические масла. Впрочем, в сочетании с сосновой живицей и с обыкновенным мелом (играющим роль своеобразной муки в тесте, предохраняющей гранулы от взаимного слипания) натуральная отдушка, вероятно, воспринималась бы неестественно – примерно как отделанный дорогой натуральной кожей салон трудяги-«Жигуленка». Ближайшие перспективы в Софрине связывают с возможным переходом к смоле ливанского кедра.
Компоненты: история с географией, или поле для творчества
Однако приобретать готовый ладан совершенно необязательно. Собственно, до революции весь «серьезный» промышленный ладан в Россию ввозился из Греции, остальное же делалось на месте кустарным способом. Сейчас по сравнению с теми временами гамма как смол, так и ароматизаторов гораздо шире.
Самым примитивным рецептам из разряда народного творчества не один десяток лет. Так, в 1-м номере «Журнала Московской Патриархии» за 1946 год епископ Волынский и Ровенский Николай (Чуфаровский, +1967) приводит следующий способ.
«Взять железную кастрюлю вместимость 2 л. Всыпать 1 кг канифоли, 50 г воска и на медленном огне варить до тех пор, пока вся масса не сделается жидкой. Взять лист из жести или фанеры, насыпать алебастра 400 г и сделать из этого алебастра круг; когда будет готова жидкость, влить 15 капель розового масла, разведенного в 1 см3 спирта. Вливая масло со спиртом с горячую жидкость, нужно быстро помешивать. Когда жидкость готова, вылить ее в круг из алебастра не сразу, а постепенно и двумя железными ножами смешивать жидкость с алебастром, так как она быстро стынет. Когда жидкость будет готова, вынести лист на холод. Когда же смесь окаменеет, внести в комнату, ударить с обратной стороны молотком, и ладан отделится от листа, разбить на куски и паковать».
Сегодня данный алгоритм, вероятно, может вызвать улыбку. Однако, как признаются на специальных Интернет-форумах священники, с некоторой поправкой на современные материалы и приспособления он вполне годится.
У некоторых церковно- и священнослужителей, заинтересовавшихся ладанными технологией и рецептурой, эта стезя превращается едва ли не в главное дело жизни. Так, к примеру, случилось с протоиереем Андреем Григорьевым, настоятелем московского Храма священномученицы Ирины в Покровском. Невинное увлечение семинариста-алтарника выросло в серьезное профессиональное занятие, оформившееся в виде приходской аромолаборатории, где создается собственный бренд – Ирининский ладан.
«Теорию я постигал у лучших профессионалов Москвы – специалистов Научно-исследовательского института душистых веществ (сейчас, увы, ликвидированного), - вспоминает о. Андрей. – Сейчас мы временно свернули опытное производство, хотя на заказ ладан по-прежнему выпускаем. Я – сторонник стопроцентно натуральных компонентов. Дело в том, что как священник могу признаться: любая синтетика со временем сказывается на здоровье. Мы служим в основном «на горле», и ненатуральные примеси в ладане неминуемо отражаются на связках. А мои опыты с ароматизацией ладана привели к тому, что в парфюмерный магазин я заходить не могу: моментально начинается спазм дыхательных путей».
К чему приводит кропотливое следование «натуральному» принципу, видно в приводимой ниже сравнительной ценовой таблице. Ирининский ладан на порядок (!) дороже промышленного и в несколько раз – ручного, в котором представлены искусственные ароматизаторы. Что поделаешь, скупой платит дважды! По словам священника, лично перепробовавшего сотни разновидностей и вариаций ладана, наилучшие смолы для его приготовления получаются из оманской босвеллии. Афонский ладан собеседник недолюбливает: большинство келлиотов использует для его приготовления эфиопский олибанум. «Дело в том, что в эфиопской и суданской смолах повышенное содержание камеди – твердой фракции, которая при сгорании дает много дыма и гари. Поэтому для ладана олибанум из этих стран подходит меньше всего, хотя там он сравнительно дешев (примерно доллар за тонну при закупке крупных оптовых партий), - рассказывает о. Андрей Григорьев. – Основная масса олибанума сейчас добывается в Сомали, где он несколько дороже. Еще качественнее олибанум в Омане. Там его разрешается добывать в единственном месте на плато Дофар – в так называемой Священной роще возле местечка Салала. Проход посторонним туда строжайше запрещен, а смолу в течение краткого периода раз в году в марте (месяц «канд») имеют право собирать лишь бессемейные бедуины. Наилучший же на Земле, пожалуй, йеменский ладан. Но это дикая страна. Без вооруженной охраны и местных проводников там, в отличие от Омана, передвигаться нельзя».
Помимо места произрастания деревьев, на качество олибанума непосредственным образом влияет и сам метод его сбора. Состоит он в следующем. На дереве делают зарубки, после чего сок поднимается по стволу и вытекает наружу. Когда рана затягивается, засохшую смолу собирают с дерева и с земли, попутно разделяя ее на два сорта: «отборный» и «обыкновенный». Отборный ладан – это крупные круглые или продолговатые куски с восковым блеском, при растирании обращаюшиеся в белый порошок. Обыкновенный ладан – кусочки поменьше и потемнее. Крупные капли и наросты смолы, по словам о.Андрея Григорьева, образуются на стволе и на крупных ветвях деревьев, в них больше всего легких эфирных масел. В мелких же каплях, наоборот, максимально содержание твердой камеди, для благовоний они пригодны слабо.
Из экзотических компонентов ладана о. Андрей Григорьев советует остановить выбор на частичках коры босвеллии с камбием и смолой: «В арабских странах разрешается соскабливать камбий только со старых деревьев, непригодных для подсечки через надрезы. После сбора камбия дерево сжигают, а пропитанные ароматным соком или смолой чешуйки высушивают прямо на земле. Из них изготавливают бахур (ароматную смесь) для воскурений или используют их как самостоятельное ароматическое благовоние».
На прощание о. Андрей приготовил для меня сюрприз. «Арабы самый дорогой олибанум не используют для воскуривания: он у них вместо зубной пасты. На Ближнем Востоке жаркий и влажный климат, и местные жители подолгу держат гранулу олибанума в ротовой полости для дезинфекции. Не желаете попробовать?»
Я попробовал. Вкус специфический. По-моему, зубы чистить лучше «Колгейтом».